Автопилот Tesla Full Self-Driving: возможности, доступность, перспективы

О функции Full Self-Driving компания Tesla заявляла несколько лет назад, только анонсируя автопилот. С 2015 года разработка Tesla прошла тернистый путь от продвинутого круиз-контроля до комбинации датчиков, камер, компьютеров и нейросетей, которая способна почти полностью управлять электромобилем, в том числе, на городских улицах. Первая версия полного автопилота (FSD) стала доступна владельцам Tesla (хотя и далеко не всем) только осенью 2020 года, с тех пор получая постоянные обновления и улучшения.
Тем не менее, к функциям FSD до сих пор существует множество вопросов - особенно у владельцев Tesla в России. В этом материале команда Moscow Tesla Club отвечает на самые популярные из них, в том числе и о возможностях FSD на территории РФ.
*Примечание: все цены, представленные в данной статье, указаны в соответствии с тарифом на момент написания материала
1. Как получить Full Self-Driving на своем электромобиле?
Во-первых, пакет FSD является дополнительной опцией, которую можно заказать при оформлении заказа на свою Tesla (за $12,000), либо приобрести позднее (цена будет чуть выше). К слову, во втором случае не нужно никуда ездить — все необходимое оборудование установлено с завода абсолютно на все Tesla, дело лишь за удаленным получением нужного софта через Интернет, процесс запустится автоматически после покупки.
Кстати, опция Full Self-Driving Capability появилась в конфигураторе Tesla задолго до того, как стали известны даже минимальные подробности о сроках появления продвинутого автопилота на реальных машинах. При этом, многие покупатели Tesla приобрели его именно тогда (и, к слову, значительно дешевле).

Во-вторых, на момент написания данного материала FSD доступен не всем владельцам Tesla, даже среди тех, кто оплатил полную стоимость пакета. Пока автопилот находится на стадии бета-тестирования и возможность пользоваться им есть у ограниченного числа владельцев электромобилей компании. Запуская публичную бету FSD, в Tesla провели автоматический скоринг всех водителей Tesla с автопилотом, оценивая их по 100-балльной шкале на основе стиля вождения — чем аккуратнее и безопаснее, тем больше «очков».
В результате, первая бета-версия была предложена для тестирования лишь одной тысяче владельцев с наиболее высоким баллом. К настоящему моменту круг добровольцев-испытателей FSD регулярно расширяется — можно запросить скоринг своего аккаунта Tesla и получить доступ к бета-тестированию.
Так, по информации из отчета Tesla за второй квартал 2022 г., в бета-тестировании FSD принимают участие уже более 100 000 владельцев электромобилей марки — пока только в США. А значит, день, когда FSD выйдет из стадии бета-тестирования и станет доступен всем Tesla без исключения, становится еще ближе — ведь чем больше данных получает нейросеть компании от датчиков автопилота на всех машинах, тем быстрее будет завершена основная стадия тестирования.
2. Что, если я не готов платить столько за FSD? У меня совсем не будет автопилота? Есть ли более доступные опции?
Помимо FSD владельцам Tesla доступна другая опция — Enhanced Autopilot (ее стоимость при покупке авто составляет $6,000). Такой автопилот обладает практически теми же возможностями, что и FSD, за исключением распознавания сигналов светофоров и знаков STOP. Также, без FSD автопилот не будет полным и не сможет полностью управлять машиной на городских улицах.
Важно понимать, что приобретение FSD сегодня это, по большей части, инвестиция в будущее конкретного электромобиля. Пока что автопилот находится на стадии активного бета-тестирования, а функционал расширяется с каждым обновлением прошивки. Конечная цель Tesla — обеспечить полную автономность управления при движении по любым дорогам, включая населенные пункты со сложными развязками, загруженными дорогами и тяжелыми условиями в виде отсутствия разметки, неблагоприятных погодных условий и т.п.
Также, есть возможность приобрести FSD по подписке с небольшим ежемесячным платежом. Подписку можно отменить в любой момент — следовательно, можно оплатить автопилот только на короткий период времени. Например, для длительного путешествия по междугородним трассам.
3. Что «умеет» автопилот FSD? Есть ли смысл в его приобретении?
Чтобы ответить на этот вопрос, стоит взглянуть на весь путь развития FSD с момента запуска публичной бета-версии в октябре 2020 г. За исключением нескольких крупных нововведений, уже почти два года FSD просто становится лучше — и это основная заслуга инженеров Tesla. Если взглянуть на многочисленные видео владельцев Tesla с установленным FSD, можно заметить, что основное планомерное улучшение состоит в возрастающей плавности и аккуратности движений. Иными словами, автопилот становится все более похожим по манере вождения на спокойного, опытного водителя.
На двух видео ниже — FSD разных версий (в первом видео — октября 2020 г., а во втором — июня 2022 г.) на принадлежащих одному владельцу Tesla проходит один и тот же маршрут. Такая демонстрация ясно показывает разницу в способностях автопилота:
Дело в том, что публичному запуску бета-версии предшествовали годы разработки, что позволило открыть доступ владельцам Tesla к продукту, который уже нельзя назвать сырым. Начиная с самой первой прошивки, автопилот FSD уверенно вел электромобили по улицам городов, практически без погрешностей распознавал дорожные знаки и сигналы светофоров, предпринимая соответствующие действия, осуществлял поворот налево, пропуская встречный поток автомобилей. То же самое касается, к примеру, реакций на пешеходов, других участников движения, объекты дорожной инфраструктуры и т.д. Также, FSD совершает все необходимые перестроения, в том числе для опережения медленных автомобилей или объезда препятствия.
Кроме того, уже в октябре 2020 г. автопилот был способен вести электромобиль по проселочным дорогам без какой-либо разметки.
Помимо частностей — например, распознавания автомобилей спецслужб и более плавного и красивого интерфейса FSD на водительском дисплее — главное, в чем FSD улучшается, так это в плавности реакций и более широком диапазоне реагирования на дорожную обстановку. Владельцы Tesla отмечают, что становится более правильным угол поворота руля, происходит меньше случаев так называемого «фантомного торможения» (когда автопилот тормозит перед несуществующим препятствием). «Железный мозг» стал более точно определять различные объекты и препятствия (например, стоящие у обочины мусорные баки) и предпринимать более подходящие к ситуации действия — например, выбор в пользу плавного объезда препятствия вместо торможения перед ним, если это не помешает другим участникам движения.
Чтобы сравнить возможности FSD в разное время и на разных прошивках, нет ничего лучше, чем видео, которые записывают владельцы Tesla с продвинутым автопилотом. Например, по этой ссылке можно посмотреть на поведение автопилота в августе 2021 г., а ниже — свежее видео, записанное в июне 2022 г.
Безусловно, с момента старта публичной бета-версии и, тем более, сейчас, автопилот Tesla Full Self-Driving управляет электромобилем достаточно хорошо, чтобы довериться ему даже в населенных пунктах. В подавляющем большинстве случаев, машина будет соблюдать разметку и сигналы светофоров, пропускать пешеходов, следовать правилам дорожного движения и в целом вести себя как подобает опытному и интеллигентному водителю. Вмешательство владельца машины практически не потребуется — помимо внесения адреса места назначения в навигационную систему. Тем не менее, стадия бета-тестирования FSD еще не закончена, водителям в любом случае нельзя оставлять автопилот без присмотра и необходимо быть готовым взять управление на себя.
4. С чем автопилот не справляется
Несмотря на то, насколько широки возможности автопилота с самого запуска FSD, а также на количество и регулярность обновлений, к алгоритму его работы пока еще возникают вопросы. Отзывы владельцев Tesla ссылаются на несколько нюансов работы FSD, с которыми есть определенные сложности.
Первый связан с проездом перекрестков, где установлены знаки STOP. Проблема повторяется не на всех перекрестках, и пока непонятно, от чего зависит ее наличие в конкретном случае. На таких участках автопилот может затормозить для обязательной остановки перед проездом перекрестка слишком далеко от пересекаемой проезжей части, а затем очень медленно подъезжает к ее краю, чтобы продолжить движение. При этом, как отмечают владельцы Tesla, которые тестируют FSD, достаточно легкого нажатия на педаль акселератора, чтобы в вышеописанной ситуации электромобиль уверенно проехал проблемный участок.
Второй нюанс, который также может быть связан со стремлением разработчиков FSD сделать систему максимально безопасной, связан с проездом кольцевого движения. Автопилот часто останавливает машину, чтобы пропустить движущиеся по кольцу машину, даже если таковых там нет — живой водитель в такой ситуации просто снизил бы скорость, а FSD тормозит до полной остановки. Как и в случае со знаком STOP, для более уверенного проезда водителю достаточно придавить акселератор — автопилот не отключится, но машина продолжит движение по указанному маршруту.
Третья недоработка FSD, которая в определенной ситуации может даже привести к негативным последствиям — фантомное торможение. Например, автопилот немного притормаживает во время движения по трассе без объективных причин. К слову, зачастую водители отмечают, что подобное происходит тогда, когда заметна “неуверенность”искусственного интеллекта в природе препятствия, которое попало в поле зрения камер автопилота — например, когда электромобиль проезжает мимо припаркованных у обочины больших грузовиков и полуприцепов, а также когда подобное транспортное средство совершает перестроение вблизи Tesla.
Кроме того, встречаются и случаи сильного фантомного торможения, которые обычно происходят не на магистралях, а на узких загородных дорогах. Природа данного явления пока неизвестна.
Еще одной проблемой, которой недовольны владельцы Tesla, является отсутствие реагирования на дорожные ямы, выбоины и лежачих полицейских. На такие препятствия автопилот «не обращает внимания», что не только сказывается на комфорте поездки, но и может привести к неисправностям ходовой части электромобиля. Однако, уже официально объявлено, что Tesla исправит ситуацию в одном из ближайших обновлений.
Есть также парочка других неудобств, о которых упоминают владельцы Tesla, которые не столь серьезны и, вероятно, вскоре будут исправлены в одном из обновлений прошивки. Первое имеет место на участках с примыканием двух дорог — съезды с магистралей являются наиболее ярким примером: на данных участках Tesla движется вплотную к правой линии разметки, которая отделяет обочину, вместо того, чтобы прижиматься к левой стороне для перестроения на основную проезжую часть. Второе неудобство связано с ориентацией автопилота на парковках возле офисных центров и моллов — у автопилота пока плохо получается найти нужный выезд, особенно при отсутствии четкой разметки на асфальте.
5. Что с автопилотом в России? Какие функции доступны?
К сожалению, на момент написания материала с доступностью автопилота в России все неоднозначно. Full Self-driving на наших дорогах работать не будет — однако, полный автопилот сейчас в принципе не работает за пределами США. Дело в стандартах дорожной инфраструктуры, правовых тонкостях, а также общей ограниченности бета-тестирования. Известно, что в планах Tesla в скором времени открыть FSD для Канады и стран ЕС, но точные сроки не называются.
Поэтому хотя никто и не запрещает приобрести FSD для использования в светлом будущем при заказе Tesla для России. Но доехать из пункта А в пункт Б просто тапнув по кнопке на экране, как на видео ниже, пока не получится.
Тем не менее, и сейчас в нашей стране работает множество интересных и полезных фишек автопилота. Автопилот без труда следует по заданному маршруту, особенно на загородных трассах с пологими поворотами. Работает перестроение в соседнюю полосу при включении поворотника, поддержание дистанции до автомобиля впереди и соблюдение пределов полосы. Автопилот также следит за обстановкой на дороге и может вовремя вмешаться, чтобы избежать аварии. Работает и функция автоматической парковки, а также Summon — самостоятельная парковка электромобиля, когда водитель находится не за рулем, а управляет машиной через смартфон на расстоянии (к сожалению, пока только в США работает расширенный Summon, когда можно «позвать» машину к себе на большой парковке и она сама найдет дорогу к хозяину по геопозиции его смартфона).

Поэтому даже сегодня в России есть смысл ездить на Tesla с автопилотом — это повышенный уровень комфорта и безопасности. Хотя вопрос о том, когда мы сможем полностью передать управление машиной искусственному интеллекту в городских условиях, пока остается открытым — но рано или поздно это произойдет.