Автопилот Tesla Full Self-Driving: возможности и перспективы

О функции Full Self-Driving (FSD) компания Tesla заявляла несколько лет назад, ещё анонсируя автопилот. С 2015 года разработка Tesla прошла путь от продвинутого круиз-контроля до сложной системы, состоящей из датчиков, камер, компьютеров и нейросетей, которая способна почти полностью управлять электромобилем, в том числе на городских улицах. Первая версия полного автопилота (FSD) стала доступна ограниченному кругу владельцев Tesla осенью 2020 года и с тех пор постоянно обновляется и улучшается.
Тем не менее, к функциям FSD до сих пор существует множество вопросов, особенно у владельцев Tesla в России. В этом материале команда Moscow Tesla Club отвечает на самые популярные из них, в том числе и о возможностях FSD на территории РФ.
*Примечание: все цены, представленные в данной статье, актуальны на момент написания обновленной версии (2024 год) и могут изменяться.
1. Как получить Full Self-Driving на своем электромобиле?
Пакет FSD является дополнительной опцией, которую можно заказать при оформлении заказа на Tesla или приобрести позднее. Цена FSD менялась несколько раз. На 2024 год стоимость подписки составляет $199 в месяц, или единовременная покупка за $8,000 (в США) или $8,200 для тех, кто уже купил Enhanced Autopilot. Важно отметить, что всё необходимое оборудование для работы FSD установлено с завода на всех современных автомобилях Tesla (примерно с 2016-2017 года, в зависимости от модели), поэтому для активации достаточно удалённо получить программное обеспечение через Интернет. Процесс запускается автоматически после покупки.
Опция Full Self-Driving Capability появилась в конфигураторе Tesla задолго до того, как стали известны подробности о сроках появления продвинутого автопилота. Многие покупатели приобрели FSD заранее, часто по значительно более низкой цене, чем сейчас.
Долгое время FSD находился в стадии бета-тестирования, доступ к которому предоставлялся ограниченному числу владельцев Tesla на основе "балла безопасности" (Safety Score). Этот балл рассчитывался автоматически на основе стиля вождения: чем аккуратнее и безопаснее водитель, тем выше балл. Первоначально бета-версия была предложена лишь тысяче владельцев с самым высоким баллом. Однако, по состоянию на начало 2024 года, Tesla значительно расширила программу бета-тестирования. К концу 2022 года Илон Маск заявил, что FSD Beta стала доступна всем желающим в Северной Америке, кто приобрел эту опцию. В 2023 году Tesla начала расширять доступность FSD Beta и в других регионах, но с разной степенью функциональности в зависимости от местного законодательства и дорожных условий.
В отчёте Tesla за второй квартал 2022 года упоминалось о более чем 100 000 участниках бета-тестирования FSD в США. Эта цифра значительно выросла к 2024 году. Массовое использование FSD Beta, даже с учётом ограничений и необходимости контроля со стороны водителя, позволяет Tesla собирать огромные объёмы данных для обучения нейросети и приближает момент выхода системы из стадии бета-тестирования.
2. Что, если я не готов платить столько за FSD? У меня совсем не будет автопилота? Есть ли более доступные опции?
Помимо FSD, владельцам Tesla доступна опция Enhanced Autopilot (стоимость при покупке автомобиля или как апгрейд может варьироваться, обычно дешевле, чем FSD). Enhanced Autopilot включает в себя большинство функций FSD, но с некоторыми ключевыми ограничениями. Он умеет:
- Автоматически перестраиваться на шоссе.
- Самостоятельно съезжать с шоссе и переходить на другие дороги по указанному маршруту (Navigate on Autopilot).
- Автоматически парковаться (параллельная и перпендикулярная парковка).
- Вызывать машину с парковочного места на небольшое расстояние (Summon и Smart Summon).
Однако, Enhanced Autopilot не распознает сигналы светофоров и знаки STOP/движение без остановки запрещено, и не предназначен для полноценного управления автомобилем на городских улицах. Для этого нужен именно FSD.
Важно понимать, что приобретение FSD – это инвестиция в будущие возможности конкретного электромобиля. Функционал FSD постоянно расширяется с обновлениями прошивки. Конечная цель Tesla — обеспечить полную автономность управления при движении по любым дорогам, включая населенные пункты со сложными развязками, загруженными дорогами и сложными условиями (отсутствие разметки, неблагоприятные погодные условия и т.п.).
Также существует возможность приобрести FSD по подписке с ежемесячным платежом (как было упомянуто ранее, $199 в месяц в США). Подписку можно отменить в любой момент, что позволяет использовать автопилот, например, только во время длительных путешествий.
3. Что «умеет» автопилот FSD? Есть ли смысл в его приобретении?
Чтобы оценить целесообразность приобретения FSD, стоит рассмотреть эволюцию системы с момента запуска публичной бета-версии в октябре 2020 года. За прошедшее время FSD значительно усовершенствовался, главным образом благодаря постоянной работе инженеров Tesla. Многочисленные видео от владельцев Tesla с FSD демонстрируют, что основным планомерным улучшением является возрастающая плавность и аккуратность движений. Автопилот всё больше напоминает по манере вождения спокойного, опытного водителя.
Сравнение видео FSD разных версий (например, за октябрь 2020 года и июнь 2022 года, или более поздние) на одном и том же маршруте наглядно показывает разницу в возможностях автопилота.
Уже с самой первой публичной бета-версии автопилот FSD уверенно вёл электромобили по улицам городов, практически безошибочно распознавал дорожные знаки и сигналы светофоров, предпринимал соответствующие действия, осуществлял повороты налево, пропуская встречный поток. FSD корректно реагирует на пешеходов, других участников движения, объекты дорожной инфраструктуры. Он также выполняет необходимые перестроения, в том числе для опережения или объезда препятствий.
Уже в октябре 2020 года автопилот был способен вести электромобиль по проселочным дорогам без разметки. С тех пор возможности значительно расширились.
Ключевые улучшения FSD с течением времени включают:
- Более плавные реакции и более широкий диапазон реагирования на дорожную обстановку.
- Более точное определение различных объектов и препятствий (например, мусорных баков).
- Более адекватный выбор действий (плавный объезд вместо резкого торможения, если это безопасно).
- Уменьшение количества случаев «фантомного торможения».
- Более правильный угол поворота руля.
- Более красивый и информативный интерфейс на водительском дисплее(хотя это и менее значимое изменение).
Для сравнения возможностей FSD в разное время и на разных прошивках лучше всего подходят видео, записанные владельцами.
Автопилот Tesla Full Self-Driving, безусловно, значительно продвинулся с момента запуска бета-версии. Он достаточно хорошо управляет электромобилем, чтобы ему можно было довериться даже в населенных пунктах. В большинстве случаев машина соблюдает разметку, сигналы светофоров, пропускает пешеходов, следует ПДД и ведет себя как опытный водитель. Вмешательство владельца требуется редко, в основном для ввода адреса назначения. Тем не менее, важно помнить, что FSD все еще находится в стадии развития, и водитель обязан постоянно контролировать ситуацию и быть готовым взять управление на себя в любой момент. Даже при самом совершенном автопилоте полная автономность пока не достигнута, и ответственность за безопасность лежит на водителе.
4. С чем автопилот не справляется
Несмотря на значительный прогресс FSD, у алгоритма его работы всё ещё есть определённые сложности. Отзывы владельцев Tesla, а также анализ видео и новостей позволяют выделить несколько основных проблемных областей.
Проезд перекрёстков со знаками STOP/Движение без остановки запрещено: На некоторых перекрёстках автопилот может останавливаться слишком далеко от пересекаемой проезжей части, а затем очень медленно подъезжать к краю. Часто лёгкое нажатие на педаль акселератора помогает FSD увереннее проехать такой участок. Эта проблема не является повсеместной и, вероятно, зависит от конкретной конфигурации перекрёстка и качества данных картографии.
Проезд кольцевого движения: Автопилот может излишне осторожничать, останавливаясь перед кольцом, даже если на нём нет других автомобилей. Живой водитель в такой ситуации, скорее всего, просто снизил бы скорость. Как и в случае со знаками STOP, небольшое вмешательство водителя (нажатие на педаль газа) помогает FSD продолжить движение.
Фантомное торможение: Это, пожалуй, одна из самых обсуждаемых проблем. Она проявляется в двух основных формах:
- Небольшое притормаживание на трассе без видимых причин. Часто это происходит, когда автопилот "не уверен" в природе объекта, попавшего в поле зрения камер (например, при проезде мимо больших грузовиков).
- Резкое торможение, чаще всего на узких загородных дорогах. Причина этого явления до конца не ясна, но, вероятно, связана с ошибками в распознавании объектов или неточностями в данных карт.
Игнорирование дорожных дефектов: FSD не реагирует на ямы, выбоины и лежачих полицейских, что снижает комфорт поездки и может привести к повреждению подвески. Tesla обещала исправить это в будущих обновлениях, но по состоянию на 2024 год проблема, хоть и стала менее острой благодаря улучшениям в работе подвески (особенно на моделях с адаптивной подвеской), всё ещё полностью не решена. Появлялись сообщения о функции, которая должна автоматически помечать ямы на карте, но её эффективность и повсеместная доступность пока под вопросом.
Другие менее значительные недочёты:
- Движение по съездам с магистралей: На съездах Tesla может прижиматься слишком близко к правой линии разметки, отделяющей обочину, вместо того чтобы держаться левее для последующего перестроения.
- Ориентация на парковках: FSD может испытывать трудности с поиском выезда на больших парковках, особенно при отсутствии чёткой разметки. Эта функция всё ещё совершенствуется.
Важно отметить, что Tesla постоянно работает над улучшением FSD, и многие из этих проблем постепенно решаются с каждым обновлением программного обеспечения. Однако, из-за итеративного характера разработки и сложности задачи создания полностью автономного вождения, некоторые недочёты могут сохраняться в течение длительного времени.
5. Что с автопилотом в России? Какие функции доступны?
Ситуация с доступностью автопилота Tesla в России остаётся сложной и неоднозначной. Полноценный Full Self-Driving (FSD) на российских дорогах в настоящее время не работает. Это связано не только с ограничениями бета-тестирования, но и с различиями в стандартах дорожной инфраструктуры, законодательстве и общей готовности дорожной сети к беспилотным автомобилям. Tesla планирует расширять географию FSD, включая Канаду и страны ЕС, но точные сроки появления FSD в России неизвестны.
Поэтому приобретение FSD для Tesla в России на данный момент является, скорее, инвестицией в будущее. Полностью автономное вождение из пункта А в пункт Б, как демонстрируется в рекламных видео, пока недоступно.
Тем не менее, базовый автопилот (Autopilot) и Enhanced Autopilot (расширенный автопилот) предлагают ряд полезных функций, работающих и в России:
- Движение по маршруту: Автопилот уверенно следует по заданному маршруту, особенно на загородных трассах с хорошей разметкой.
- Перестроение: Автоматическое перестроение в соседнюю полосу при включении поворотника (требуется подтверждение водителем, в зависимости от настроек).
- Адаптивный круиз-контроль: Поддержание заданной скорости и дистанции до впереди идущего автомобиля.
- Удержание в полосе: Автопилот удерживает автомобиль в пределах полосы движения.
- Экстренное торможение: Система следит за дорожной обстановкой и может автоматически затормозить для предотвращения столкновения.
- Автоматическая парковка: Параллельная и перпендикулярная парковка (как в Enhanced Autopilot, так и в базовом, но с некоторыми отличиями по функциональности).
- Summon (Вызов): Базовая функция Summon позволяет вызывать автомобиль с парковочного места на небольшое расстояние (вперед-назад) с помощью приложения на смартфоне. Smart Summon (расширенная версия, позволяющая автомобилю самостоятельно находить владельца на парковке) в России официально не поддерживается и её работа может быть нестабильной.

Таким образом, даже без FSD, автопилот Tesla в России предоставляет повышенный уровень комфорта и безопасности, особенно при движении по автомагистралям. Вопрос о сроках появления полноценного автономного вождения в городских условиях остаётся открытым, но с высокой вероятностью это произойдёт в будущем, по мере развития технологий и адаптации законодательства.