Москва – Севастополь – Москва: эмоции и впечатления
В широко открытом клубе владельцев электрокаров - новый участник. Данил приобрел в Moscow Tesla Club синюю Model S Plaid 2021 года. Покупкой дело не закончилось, наш клиент также воспользовался услугой оклейки авто матовой пленкой по всему периметру и попросил перешить штурвал в алькантару. Мы отговаривали Данила – честное слово, но его аргументы были непоколебимы: во-первых, это красиво, во-вторых, практично. Да и слово клиента – закон.
Данил поделился с нами эмоциями и полезной информацией из своего путешествия. Об инфраструктуре для электромобилей за пределами Москвы, актуальности автопилота в России, экипе Tesla-владельца, о выборе алькантары, а также о плюсах и минусах Tesla Model S Plaid - рассказываем в данном материале от первого лица.
ПОДГОТОВКА
Техническая. Добро пожаловать в удивительный мир зарядных устройств! По кабелям я изначально консультировался с дилером (Moscow Tesla Club – прим.). Запас был достойный: CCS Type2 на 220 вольт, также 30-метровый 16-амперный удлинитель (для какой-нибудь глухой деревни), отдельно был куплен силовой буксировочный трос на 7 тонн (чтобы цепляться за фурой и заряжаться), а также три баллона со вспененной жидкостью для ремонта проколов. Для комфортной ночевки я закинул в авто 2-х спальный туристический надувной матрас, купленный на Ozon, и подушки для сна. В общем, все, что мы видим в машине (кроме заводского) – это Ozon:
Заправочная. Обязательно заранее планируйте карту заправок. Я закладывал свой маршрут с рисками (если до этой не дотягивает, куда ехать дальше) и поставил себе отдельное приложение, чтобы проложить маршрут. Я использовал 2Chargers и PlugShare (через VPN).
Моральная. Когда я планировал маршрут, то не думал о погрешностях. До поездки я не знал, как работают режимы, и понятия не имел, что моя Tesla - истребитель электричества. Она съедает больше кВт при том же расчете на бензин. Но позже мой мозг перестроился на амперы и киловатты.
TESLA НА РЫБАЛКЕ
Задача была доехать, 1 раз заправиться и добраться до воды по бездорожью. Сразу скажу, приятно удивил факт, что в радиусе ближнего Подмосковья вопрос зарядок не стоит – много станций, плюс запас хода позволяет не волноваться в принципе (600 км по WLTR – прим.).*
*Из реальности Данила: запас хода в 630 км по WLTR реально превращаются в 450 с кондиционером, музыкой и на скорости 130-150 км/час.
По бездорожью машина вела себя очень хорошо. Оценил знаменитую адаптивную подвеску Tesla: «надуваешь» ее, ставишь режим «медленно катиться» (sleep start) – ни разу ничего не зацепила в отличии от моих попутчиков на других марках (не будем называть).
Те, кто приехали отдохнуть на Волге, просто смотрели на Tesla издалека. Но рыбаки поглядывали на меня с опаской - как бы я не помешал. Были, конечно, шумные моменты, когда я световое шоу устраивал, но все-таки на тихом режиме.
Волгореченск – небольшой провинциальный город энергетиков, кстати. Про Tesla там наслышаны. Когда мы приехали, набежали дети, позвали своих братьев и сестер. Это я для них Light Show устраивал. Когда дети задают вопросы, я с радостью на них отвечаю: сколько жарит; какой разгон; стоимость; как заряжать – это стандартно. У меня была дилемма – ставить на ночь режим «защиты» или нет. Я подумал, что не надо, потому что дети будут ее дразнить. Так и получилось: я все-таки включил охрану и пошел спать. Соседи, которые приглядывали за Tesla из окон, потом рассказали, что приехали дети из всего города и устроили хоровод вокруг машины, целовали ей фары и капот, прижимались и обнимались с ней, фотографировались и устраивали стримы. Tesla их пугала фарами и звуками, но детям было только в кайф.
Был один милый эпизод: накануне вечером одна соседская знакомая девочка 14 лет спросила, можно ли с утра сфотографироваться с Tesla. Договорились на 10 часов. Утром после тренировки она сидела в тени и ждала с 9. Когда мы спустились к машине, то не ожидали увидеть такую умиротворенную картину. За столь лояльное и уважительное отношение к электрокару я предложил ей прокатиться вместе с моей семьей в соседний город. Оказалось, что она эту машину хорошо знает, изучает, поэтому была счастлива. Когда встречаешь по дороге детей, они очень ярко реагируют: машут руками, удивленно смотрят, показывают пальцем. Я, обычно, подмигиваю фарами в ответ.
Tesla – все еще необычный автомобиль для большинства людей. Был у меня однажды опыт на заправке: подъехал мужчина с личным пробегом – 3 000 000 км. Парень на легковушке в день по 600 км наматывает. Он поинтересовался, сколько же я буду «заправляться». Я ответил, что мне еще часа 2 до полного заряда. Он посмеялся, что за это время уже будет таааааааам-то.
Полиция как-то меня тормознула и попросила газануть. Я сказал, что это невозможно под камерами. «Да давай, мы для тебя полосу перекроем». Это был мой первый выезд на Model S Plaid. Тогда-то я и понял, что такое Tesla. Почему-то, когда я ездил на каршеринговом Nissan Leaf, такого внимания не было.
В КРЫМ
Следующий трип был Москва – Севастополь – Москва. Проехал в общем около 4 000 км. О, здесь есть, что рассказать.
Эта поездка была спонтанная. Хотя, когда я купил эту машину, планировал, что куда-нибудь на ней поеду, при этом понимая, что сильно рискую: сколы и повреждения неизбежны. Машина новая, на нее бы молиться надо. Поэтому наклеил на бампера стикеры в качестве оберега. И для аутентичности.
С первого взгляда на свою Model S я понял, что она моя лаборатория: интересно стало как самому получать опыты с разными режимами, научную статистику собирать, так и внести свой вклад в сообщество владельцев Tesla и всего электромобильного движения.
Поехали!
Если прочертить линию в 600 км вокруг Москвы, то здесь все нормально с зарядной инфраструктурой. Приятно удивило мышление бизнес-людей на подмосковной трассе, которые уже поняли, что электромобили будут гарантированно у них заряжаться. Например, мотель “Рябинушка”, который организовал быструю электрозаправку: 300–400 км можешь «залить» (сленг автора сохранен – прим.) за час. Здесь и накормят, и напоят, и зарядиться можно. Рекомендую.
Я заряжался «мелкими перебежками» через каждые 200 км, чтобы чувствовать себя спокойно. Тем не менее, в первый раз я обнаружил, что до моего прибытия к следующему плановому пункту остановки «электробензина» остается впритык – где-то под Воронежем. Дотянув до города, я обнаружил, что там беда с быстрыми (да и со средними) зарядками: не работали приложения. В Воронеже мне смог помочь только дилерский центр Audi, который как раз двигает электротему. Моему приезду они обрадовались. Мы все время с юмором подходили к ситуации с заправками: веселили попутчиков и себя тоже. Например, двигались на контрасте: стоит красиво подсвеченная Audi, а я, тем временем, рядом с заряжающейся Tesla ел доширак.
Я изначально понимал, что буду ехать дольше навигаторского времени, но не планировал, что буду ехать на столько дольше. На станции может быть написано 60 кВт, а по факту – максимум 20 кВт.
Tesla – для умных, находчивых
Следующий перегон был Воронеж – Ростов. До Ростова был Каменск-Шахтинский, где начались очередные проблемы: на уважаемей заправке Shell я не мог «залиться». Местные заправщики сказали, что станция к ним никакого отношения не имеет, помочь ничем не могут: «Мы готовы вам позвать техника из Ростова, но он приедет только к утру (и то не факт). Решайте свои проблемы сами». В итоге я достал пассатижи (спасибо технической подготовке), аккуратно разобрал станцию, вытащил разъем и уехал на встречу другим неожиданностям. Именно там, на заправке Shell, я научился перезапускать зарядную станцию.
Дальше я ехал очень медленно, так как понимал, что не дотягивал до следующего заправочного пункта. Экономил максимально: отсоединил телефон, выключил кондиционер, оставив небольшую щелку для проветривания, и тащился за фурой на автопилоте со скоростью 70–80 км/час. (для ModelS Plaid 2021 года на данный момент доступна только базовая версия – прим.). Фура создает разряженный воздух, что сильно экономит расход. В комплексе мне удалось вдвое уменьшить потребление энергии - до 130 кВт-ч.
Шахты, дикое место возле трассы, где была обнаружена супербыстрая зарядка Green Drive, которая «залила до полного» всего за час. Но есть нюанс: станция запускается только через танцы с бубном. Сначала нужно удалить приложение, потом загрузить. И еще один важный момент: сначала платишь, потом вставляешь кабель. Если наоборот, то станция не видит кабель, деньги съедает, а техподдержка не отвечает.
Зарядные станции Москва - Крым
Везде после Ростова, включая Краснодар, беда с заправками. В общем, едешь на свой страх и риск. В Краснодаре я решил полетать в аэротрубе “Летяга”, рядом с которой находится быстрая зарядка. Приехал, вставил кабель, далее без неожиданностей: зарядка не идет, в техподдержке ничем не могут помочь. Рядом стоит медленная станция при ТЦ «Мега», поставил авто там и ушел летать. Не спеша, чтобы Tesla хоть немного зарядилась.
Далее «Лукойл» перед мостом и Севастополь, где все электрозаправки ТЭС. Выглядят хорошо, по-европейски, но заряжают через раз. Где-то не работают, где-то приходится платить в общей кассе, а не через приложение. Но в целом вопросов к Крыму не было. Рекомендация – экономить при длинных перегонах. Меня заливали гостиницы: ночуешь и заправляешь по 22кВт. Выбирал места для ночлега на карте заправок. ВАЖНО: звонить.
Рейтинг зарядок из первых уст
ИТОГИ ПОЕЗДКИ
- Общее расстояние: 1979 км.
- Время в пути, включая ожидания на заправках: 23 ч. 54 мин.
- Сумма: 7715 рублей за “электробензин” в один конец + кофе с шоколадками.
Зарядные станции. Я старался заезжать почти на каждую “электрозаправку” по маршруту, чтобы понять в целом картину. Когда убеждался, что станция не работает, ехал дальше. Перегоны реально большие для электротранспорта.
Я считаю, что на 2022 год для поездок на дальние расстояния на электрокарах – рановато. Пока не будут построены быстрые промежуточные заправки, водители будут на постоянном стрессе из-за вероятности не доехать. Как это было у меня. Когда остается 30 км и ты понимаешь, что дотягиваешь в ноль, уровень кортизола зашкаливает. Да, я понимал, что остановлюсь и меня дотянут фуры, но мне не хотелось просить, да и это вредно для электромотора.
Культура автомобилистов. К сожалению, владельцы автомобилей с ДВС пока к нам не привыкли, поэтому блокируют места для зарядок электрокаров. Специально или по незнанию - трудно сказать. Особенно это заметно в людных местах: возле ТЦ, на парковках.
TESLA НА ТРАССЕ
Автопилот
На протяжении всей поездки я развлекался, общался и учился у Tesla, которая хорошо следила за дорогой. Если я вылезал за полосу, она сигналила и возвращала обратно. Конечно, мы с ней тестировали и автопилот. Ему сложно на дороге, где смыкаются несколько полос или есть ремонтная. Авто пугается, нажимает на тормоза, орет «возьми руль», но не наказывает. Зато наказывает за игнорирование автопилота. Нельзя пропускать его уведомления. Три раза я проигнорировал сигнал «возьми руль», за что Tesla наказала меня выключением автопилота до конца поездки. В рамках экономии электробензина подобное поведение водителя не допустимо.
Режимы вождения Tesla Model S Plaid
Машина удивила меня своей плавностью и подвеской в режиме chill (спокойный). Прям отдыхаешь за рулем, в отличии от моего опыта вождения на других авто. Во-первых, меньше сами переходы, во-вторых, много развлекающих факторов: у нас висел айпад с фильмами поверх монитора. Так делать нельзя – знаю, но это же тестирование автопилота. Третье – сиденья. В том же Mercedes я изъерзаюсь, здесь сел и растворился. Ах да, удобный штурвал, хороший обзор. Ставлю 10 из 10 за контроль на дороге.Довольно уверенно себя чувствуешь, когда появляется динамика – быстрее едешь в потоке в режиме sport (агрессивный). С жесткой подвеской и рулем авто как будто сдувается и вклеивается в дорогу. Вопрос обгонов и перестроения не стоит. Я имею в виду, не просто «залезть, чтобы всех неприятно удивить», а дать другим водителям понять, что ты собираешься интеллигентно сманеврировать.
Я закладывал другие углы для обгона. Если в обычной жизни мы прижимаемся к фуре, высовываемся и под углом «запрыгиваем», то в случае с Tesla все выглядит по-другому. Я отставал назад, отодвигая заднее движение. Они понимали, что Tesla может поехать быстро, поэтому «щемились». Я же ждал момент, когда появится просвет, и вылезал квадратом - получался хороший угол обзора.
Plaid врубал. Я ставил эксперимент «жарить на чилле и парковаться на плейде». Для эксперимента я замерял участок дороги по 150–180 км и через каждые 2 часа менял режимы: плейд, спорт, чилл (обычный). Может показаться странным, но Plaid я больше включал во дворах, чтобы детей веселить. На трассе разница между плейдом и спортом не ощущается. Но мне хотелось посоревноваться с теми, кто круто ехал. По пути в Крым я пристроился к черной седьмой BMW, которая летела со скоростью 197, но я не хотел выходить за 200, поэтому покатались немного и я отпустил ее. Думаю, там понимали, что у меня есть все шансы их обогнать.
Что нравится в Tesla Model S
Штурвал. Мне кажется, он другой, но удобный. Мне особо и привыкать не нужно было. Просто в данном случае работают другие углы. Многие задают вопрос «А как отдыхать рукам?». Обычно мы кладем их сверху на руль, а здесь – наоборот, снизу, анатомически. Мой совет: штурвал + алькантара = хваткость, цепкость, материал. 10 из 10.
Выбор алькантары обусловлен ее практичностью и безопасностью для маневров за счет противоскользящего эффекта. Материал тактильно приятен, удобен для хваткости. Внешний вид, на мой взгляд, тоже более выигрышный на фоне экокожи.
Вместимость. В салоне ехали я, пассажир, дорожные сумки, технический саквояж, надувной матрас, спальник, подушки и… дыни. Все электропринадлежности лежали во франке (переднем багажнике), остальное, включая бахчу, - в нише. По вместимости Tesla приятно удивляет, как и все лифтбеки. Когда нам захотелось устроить спальное место, все вещи переместили в ниши между сиденьями, что-то оказалось в передней части салона. В общем, нам удалось сложить задний ряд кресел, разложить матрас, и даже места еще осталось.
Тормоза. Плюс всех электрокаров, как и гибридов – 3 тормозных режима: 1 – рекуперация, 2- колодки, 3 – экстренное торможение. К последнему тоже нужно быть готовым, так как тебе кажется, что авто не тормозит, а потом резко вкапывает. Но я экстренно не тормозил, так как у меня бы тогда весь салон был в дыне.
Крутая звукоизоляция. Сидя в салоне, слышишь только естественные шумы: внутренние шестеренки. Я ощущаю, что Tesla - нишевая машина.
Что не нравится в Tesla
Тупой, простите, автопилот. Особенно в пробке - дергается, резко стартует, прижимает, пока не адаптируется под данную пробку (нужно хотя бы несколько светофоров проехать или минут 10 поработать). При таких условиях с автопилотом устаешь быстрее, чем без него. Он едет как робот (четко по середине, а там может быть колея). Если фура начинает тебя щемить, Tesla сдвигается, но делает это настолько в последний момент, что страшно. Плюс, если перед тобой кто-то влезает, то авто резко останавливаются, и задние участники движения могут не успеть среагировать.
Илон Маск, как изобретатель, перестарался с touch. Не хватает хоть каких-то кнопок: те же поворотники и аварийка – на нее нужно сильно нажать, чтобы авто среагировало. Лично я неуверенно себя чувствую с этими крутилками на экране.
Хотел бы добавить камеры 360. Точнее, они есть, но в обычной жизни (без автопилота) водители Tesla по всему миру ими пользоваться не могут.
И последнее: моя Tesla произведена для американского рынка, поэтому мне некомфортно с заводскими зеркалами для обнаружения слепых зон. (Подробнее о разнице между европейскими и американскими зеркалами читайте в нашем материале).
Команда Moscow Tesla Club благодарит Данила за интересный диалог и желает новых путешествий на Tesla Model S Plaid.
Все отзывы покупателей