Сколько стоит зарядить электромобиль

По данным АВТОСТАТ, на 1 января 2025 года в России зарегистрировано 59,6 тыс. электромобилей. В 2024 году их было 39,1 тыс., что означает прирост более чем на 50 % за 12 месяцев. Это значит, что популярность «зеленого» транспорта растет, в том числе благодаря предусмотренным государством льготам. Давайте посмотрим, сколько стоит заправка электрокара на ЭЗС и на домашней станции, а также сравним, что выгоднее: «электричка» или бензиновый автомобиль.
Как и где можно зарядить электромобиль
Про способы зарядки и виды разъемов мы подробно рассказали в отдельном материале. А сейчас давайте рассмотрим, где конкретно можно подзарядиться.
По данным Sitronics Electro, в 2025 году в России работают более 3 тыс. быстрых общественных ЭЗС и около 5 тыс. медленных. Разница между ними в мощности и скорости зарядки: медленные (AC) имеют мощность до 22 кВт, быстрые (DC) — от 50 кВт и выше. Есть также ультрабыстрые ЭЗС — их мощность составляет 120-150 кВт. Время зарядки можно посчитать по формуле:
Время зарядки = емкость батареи (кВт·ч)×1,3/ Мощность зарядного устройства (кВт),
где 1,3 — коэффициент, который учитывает особенности процесса зарядки, такие как кривая заряда аккумулятора и потери энергии.
Если взять электромобиль с емкостью батареи 90 кВт·ч, который поддерживает возможность быстрой зарядки, на медленной ЭЗС вы потратите больше пяти часов, на быстрой (50 кВт) — 2 часа 20 минут, на ультрабыстрой (150 кВт) — около 47 минут.
Где больше всего общественных зарядных станций:
- Москва и МО — около 2000.
- Санкт-Петербург и ЛО — почти 600.
- Сахалинская область — 480.
Карту ЭЗС по РФ можно посмотреть на сайте РЭА Минэнерго России. Также для быстрого поиска ближайшей зарядной станции можно пользоваться мобильными приложениями. Например, 2Chargers покажет локации с коннекторами для вашего электромобиля, отсортирует ЭЗС по быстрым и медленным, а также поможет найти бесплатные станции.
Кроме общественных зарядных станций владельцам электрокаров доступны зарядки на парковках офисов, торговых центров и других коммерческих объектов.
Как зарядить электромобиль на общественной ЭЗС
Даем пошаговую инструкцию по использованию общественных зарядных станций:
- Найдите ближайшую ЭЗС по карте Минэнерго или в мобильном приложении. Если есть функция бронирования места, забронируйте его.
- Проверьте, что разъемы зарядного устройства совместимы с вашим электромобилем. Подключите кабель к разъему авто и к станции.
- Зарядка электромобиля начнется только после оплаты. Оплатить услугу можно в автоматической кассе, через приложение или RFID картой.
- После окончания зарядки отсоедините кабель, верните его на место и освободите место у ЭЗС для других водителей.
Кроме этого, в ряде городов РФ есть ЭЗС, где можно зарядить электрокар бесплатно. Например, в столице это станции, установленные в рамках проекта «Энергия Москвы», их легко найти с помощью приложения «Московский транспорт», там же реализована функция бронирования свободного коннектора. Важно: время бронирования всего 5 минут. Зарядка активируется также через приложение, в нем можно задать условие завершения сессии: по времени (не более 4 часов) или по кВт·ч (до 150 кВт·ч).
В конце 2024 года «Энергия Москвы» запустила пилотный проект, по которому часть ЭЗС стали платными. Стоимость 1 кВт·ч на них составляет 20 руб., полученные средства планируется направить на дальнейшее развитие сети заправок.
Стоимость зарядки электромобиля
Стоимость 1 кВт·ч на ЭЗС значительно отличается в зависимости от региона, типа и мощности зарядной станции, а также от условий операторов зарядных сетей. Даже в Москве разница в ценах от 0 руб. на бесплатных зарядных станциях до 25-26 руб. на ультрабыстрых ЭЗС. Благодаря большому количеству предложений автовладельцы могут выбирать между стоимостью и комфортом: или заправиться за 30-40 минут, но дороже, или подождать очереди на бесплатную зарядку и сэкономить.
Вот тарифы на зарядку (за 1 кВт·ч) в ряде других городов РФ по данным портала 2Gis:
- Санкт-Петербург — в среднем 16-22 руб.
- Южно-Сахалинск — 10-16 руб.
- Красноярск — 5-15 руб.
- Краснодар — 5-22 руб.
- Нижний Новгород — 5-20 руб.
- Екатеринбург — в среднем 12-20 руб.
- Челябинск — 10-21 руб.
Сравним, сколько потратит владелец бензинового авто и электрокара за год эксплуатации транспорта. Для простоты расчетов предположим, что за год общий пробег составит 10 тыс. км. Расход для бензинового автомобиля возьмем средний, 9 л/100 км. За основу для расчетов стоимости зарядки возьмем Tesla Model 3 с заявленным запасом хода 430 км и емкостью батареи 54 кВт·ч.
При стоимости АИ-92 в Москве примерно в 57 руб. за 1 литр мы получаем следующие годовые затраты на бензин: 900 л × 57 руб./л = 51 300 руб.
Предположим, что электромобиль мы все время заправляем на платной заправке по цене 20 руб. за кВт·ч. Энергопотребление на 100 км: (54 кВт·ч / 430 км) × 100 км = 12,56 кВт·ч/100 км. Общее энергопотребление за год: (10 000 км / 100 км) × 12,56 кВт·ч = 1 256 кВт·ч. Тогда годовые затраты составят: 1 256 кВт·ч × 20 руб./кВт·ч = 25 120 руб.
Как видим, расходы только на заправку, даже если пользоваться не самыми дешевыми ЭЗС, у электромобиля в 2 раза ниже, чем у бензинового. А если учесть другие льготы для электрокаров, в частности, нулевой транспортный налог (не во всех городах), возможность бесплатно останавливаться на платных парковках и т.д., экономия будет еще более значительной.
Установка собственной зарядной станции
Собственная ЭЗС дает возможность заряжать автомобиль в любое время вне зависимости от доступности и загруженности общественных станций. Кроме комфорта, вы сможете еще и сэкономить, так как стоимость электроэнергии для населения за 1 кВт·ч ниже, чем на общественных заправках.
Тарифы на электроэнергию различаются по регионам. Например, в Москве есть одноставочный тариф, а также дифференцированный: по двум или трем временным зонам. Самым выгодным для владельцев электрокаров получится дифференцированный, при зарядке ночью (с 23:00 до 7:00) стоимость 1 кВт·ч на I полугодие 2025 года составляет 3,43 руб. А для сельского населения еще дешевле: ночью за электроэнергию платят из расчета 2,74 руб. за 1 кВт·ч.
Для той же Tesla Model 3 полная зарядка батареи ночью по дифференцированному тарифу обойдется:
- При стоимости 3,43 руб.: 54 кВт·ч × 3,43 руб./кВт·ч = 185,22 руб.
- При стоимости 2,74 руб.: 54 кВт·ч × 2,74 руб./кВт·ч =147,96 руб.
По одноставочному тарифу (5,59 руб. за 1 кВт·ч) сумма будет следующей: 54 кВт·ч × 5,59 руб./кВт·ч =301,86 руб.
Стоимость домашней зарядной станции в среднем варьируется в пределах 60-150 тыс. руб. Рассчитаем, через сколько окупится станция стоимостью 80 тыс. руб. при наших вводных.
Итак, мы рассчитали, что стоимость зарядки электромобиля на общественной ЭЗС при пробеге 10 тыс. км за год, емкости батареи 54 кВт·ч и запаса хода 430 км составит 25 120 руб. за год (1 256 кВт·ч энергии — рассчитанное выше энергопотребление за год). Если мы установим зарядную станцию дома и будем заряжать аналогичный электрокар по самому дешевому ночному тарифу для сельских жителей, расходы в год составят: 1256 × 2,74 = 3442,44 руб. По сравнению со стоимостью зарядки на общественных ЭЗС за год можно сэкономить 25 120 − 3442,44 = 21 677,56 руб. Следовательно, срок окупаемости домашней станции можно вычислить по формуле:
Стоимость станции/годовая экономия = 80 000/21 677,56 ≈ 3,69 года, или 3 года и 8 месяцев.
Рассчитать стоимость и скорость зарядки электромобиля можно в удобном калькуляторе.
Как выбрать и где установить домашнюю зарядную станцию
Вопрос выбора во многом зависит от места установки. Если у вас есть закрытый гараж или другое помещение, в котором можно поставить станцию, и пользоваться ей будете только вы, можно выбирать в принципе любое устройство. Если станция будет стоять под открытым небом, нужна защита от дождя и снега, а также блокировка от посторонних или возможность авторизации, например, через мобильное приложение.
Кабели и штекеры подбираются под конкретный электромобиль. Из полезных, но необязательных функций можно упомянуть таймер, модулятор заряда или возможность удаленного контроля. Так вы сможете, например, настроить станцию на запуск зарядки только в ночное время, когда действует самый выгодный тариф, или запустить подогрев удаленно, пока вы еще пьете кофе, чтобы в салоне сразу была комфортная температура.
Важный момент: балансировка мощности. Это означает, что станция будет учитывать общее энергопотребление дома или участка, и направлять на зарядку только остаток от общего лимита. Следовательно, перегрузки сети не будет, даже если кто-то ночью запустит стиральную, посудомоечную машину и решит выпить чая.
По поводу оптимальной мощности домашней ЭЗС лучше обратиться к производителю. Он учтет технические особенности вашего электрокара и предложит максимально соответствующий вариант. Так, для моделей с однофазными инверторами достаточно простой станции мощностью 7,4 кВт. А трехфазная станция мощностью 22 кВт подойдет и для зарядки однофазного инвертора, и даст запас на будущее: если вы решите купить более мощный электрокар.
Важно: при выборе станции нужно учитывать мощность сети. Если у вас загородный дом и выделенная мощность не более 8 кВт, смысла в ЭЗС нет, достаточно будет недорогого зарядного устройства для обычной розетки.
Если вы хотите установить зарядную станцию в многоквартирном доме, например, в подземном паркинге, это нужно предварительно согласовать с ТСЖ или управляющей компанией. Также в многоэтажках можно установить электрошкаф с розеткой, подключенной к электросети вашей квартиры, и заряжаться прямо во дворе — но с минимальной скоростью.