Как выбрать электромобиль: полный чек-лист покупателя

Если вы задумываетесь о покупке электрокара, стоит ознакомиться с некоторыми особенностями экологически чистых автомобилей.
Автопром строит долгосрочные планы на выпуск «зеленых» машин:
- BMW выпустит 12 новых электромобилей к 2025 году
- Mercedes-Benz инвестирует миллиарды долларов в производство своих электромобилей и аккумуляторов
- Самой популярной в мире машиной уже стал электрокар — Tesla Model Y
Как водителю грамотно вписаться в эти планы по озеленению и не пожертвовать качеством и комфортом? Moscow Tesla Club подготовил чек-лист, который поможет выбрать подходящий электрокар.
Вопросы, которые стоит задать себе перед покупкой
- Сколько километров я могу проезжать каждый день?
- Будет ли у меня постоянный доступ к розетке? Где он будет?
- Во сколько мне обойдется владение электрокаром и его зарядка?
- Где я смогу быстро зарядиться в любое время суток?
- Сколько на это будет уходить времени?
- Как часто я буду выходить за пределы запаса хода электромобиля?
- Где и как буду обслуживать «зеленое» авто?
На каждый из этих вопросов мы постараемся ответить максимально подробно.
1 шаг: определить тип электромобиля

Это также относится к ответу на первый вопрос, поскольку от типа электромобиля зависит его дальность хода — расстояние, которое он может проехать на полном заряде своей батареи. Каким бы красивым, комфортным и люксовым ни был автомобиль, он бесполезен, если на нем с трудом получается добраться до места назначения.
Проведем краткий экскурс по EV-классификации.
Каждый вид авто работает по-своему, и важно выбрать тот, который соответствует вашему стилю жизни. Сейчас на рынке есть три основных разновидности электрокаров:
- Полностью электрические электромобили с аккумуляторами (BEV). Не стоит переживать, что батарея разрядится посреди дороги - что делать в таком случае подробно описано в материале
- Гибридные электромобили с подключаемым модулем (PHEV)
- Обычные гибридные электромобили (HEV)
BEV
Подходят для водителей, которые заботятся об окружающей среде и хотят снизить ежемесячные расходы на топливо. Если Nissan Leaf первого поколения проезжал всего около 130 км, то сейчас сложно встретить электромобиль с запасом хода меньше 200 км. Не говоря уже о динамике.
Например, запас хода Hyundai Kona составляет более 400 километров, нового Nissan Leaf — до 458 км (в зависимости от комплектации), а на Tesla Model 3 можно проехать больше 500 км без подзарядки.
PHEV
Для тех, кто хочет прикоснуться к будущему, но еще нуждается в подстраховке бензинового/дизельного двигателя. Этот вариант тоже экономный, поскольку основную роль играет электромотор, и расход топлива может составлять всего 2–3 л на 100 км.
Для примера возьмем знакомую многим Toyota Prius. Новая версия PHEV может проехать до 60 км в электрическом режиме (вместо прежних 40 км). Однако, по результатам некоторых тестов, пробег в электрорежиме может достигать и больших значений.
HEV
Ближе к традиционным авто, они включают свою электрическую составляющую только на низких скоростях и на коротких расстояниях. Соответственно, и расход топлива увеличивается: 5-6 литров на 100 км.
Определите, какое расстояние вы планируете проезжать каждый день, и сопоставьте его с запасом хода автомобиля. Это поможет вам понять, какой электрокар выбрать.
Шаг 2: понять, подходит ли инфраструктура

Минпромторг сообщает, что текущая зарядная инфраструктура уже позволяет без опасений покупать электромобили. При этом для поддержки развития экотранспорта планируется дальнейшее расширение сети — установка более 2800 станций быстрой зарядки до конца 2024 года (информация на конец 2023 - начало 2024 года, планы могут корректироваться).
Примерное количество станций в России (данные могут устаревать, рекомендуется проверять актуальную информацию на специализированных ресурсах):
- 1626 локаций с переменным током (AC)
- 779 локаций с постоянным током (DC)
- 1394 домашних локации
- 525 локаций со смешанным типом тока (AC/DC)
Лидеры по развитию зарядной инфраструктуры для электромобилей — Московская область, Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург и Республика Татарстан. Точное количество станций в каждом регионе постоянно меняется, поэтому рекомендуется проверять актуальные данные на картах зарядных станций.
Вся эта статистика носит общий характер; на практике поблизости может не оказаться ни одной подходящей станции. К счастью, есть сервисы, облегчающие поиск. Moscow Tesla Club делится списком приложений для поиска зарядных станций:
- 2Chargers
- «Фора Электрозарядные станции»
- PlugShare
- TOKA Network
- Chargemap — Charging stations
Шаг 3: определиться с бюджетом — новый электрокар vs подержанный

Здесь все достаточно очевидно: чем больше бюджет, тем шире выбор. Но даже в пределах минимальной стоимости нового автомобиля с ДВС на российском рынке можно рассматривать альтернативные варианты электромобилей.
Что касается возраста электрокара, то эта характеристика важнее, чем в случае с автомобилями с ДВС: батарея, самый дорогой узел, имеет ограниченный ресурс.
При покупке подержанного электромобиля в первую очередь нужно смотреть не на состояние и оснащение авто, а на остаточный ресурс батареи. Батареи с сильным износом позволяют проезжать около 100 км на одном заряде, а батареи в хорошем состоянии – 300 км и более (в экономичном режиме).
Если машина покупается в возрасте трех-четырех лет, а затем активно эксплуатируется, могут возникнуть проблемы с заменой батареи, поскольку это дорогостоящая процедура. Поэтому всегда лучше подстраховаться и запросить диагностику батареи.
Шаг 4: смотрим на параметры — от страны происхождения до скорости зарядки

Как и в случае с традиционными автомобилями, электрокары можно пригнать из ЕС, США, Китая – все эти варианты рабочие. И в каждом случае будут свои плюсы и минусы.
Автомобили из ЕС, скорее всего, будут адаптированы под европейский регион, с поддержкой дилерского обслуживания и возможностью установки русского языка для мультимедийной системы.
Машина из США, вероятно, порадует более низкой ценой — особенно если она была повреждена в ДТП. Однако степень повреждений и последующие вложения могут оказаться значительными.
Особенность доставки автомобиля из Китая – это возможность приобрести новую машину за относительно небольшие деньги. Так, бюджет в 37 тысяч долларов позволяет рассмотреть сразу несколько вариантов, начиная от седанов и заканчивая кроссоверами. Причем это будут новые автомобили или автомобили с минимальным пробегом.
Например, под заказ мы привозим BYD Song Plus, автомобиль с интересным дизайном и богатой комплектацией стоимостью 3 750 000 ₽.
К чему надо быть готовым, выбирая электрокар из Китая?
На фоне богатого выбора моделей, приятной цены, отличной комплектации и новейших технических разработок у электрокаров из Китая есть два слабых места — разъемы для зарядки и язык интерфейса (в большинстве случаев).
Вариантов решения проблемы с зарядкой два: использовать переходники либо менять разъем.
У нас разные варианты переходников и адаптеров, стоимость которых варьируется от 9 000 до 130 000 рублей. В самом выигрышном положении находятся владельцы собственных домов, у которых есть возможность ставить электромобиль на медленную зарядку: для того, чтобы заряжать автомобиль по ночам, достаточно самого простого и дешевого переходника.
Некоторые автомобилисты предпочитают решить вопрос кардинально: заменить разъем на европейский или американский стандарт. Это будет стоить значительно дороже. И важно понимать, что подобное серьезное вмешательство в силовую часть машины повышает риски.
Зарядка: время и условия
Время зарядки электромобиля варьируется в зависимости от типа используемой зарядной станции и емкости батареи. Существуют три основных вида зарядок:
- домашние зарядные устройства
- публичные универсальные зарядные станции
- станции быстрой зарядки
Электромобили заряжают с помощью домашних устройств, которые обеспечивают медленную зарядку (от 6 до 24-30 часов в зависимости от модели электрокара и состояния сети). Обычно это делают в ночное время по сниженному тарифу.
Публичные универсальные станции заряжают автомобиль быстрее — от 3 до 6 часов. Станции быстрой зарядки могут зарядить батарею до 80% за 20–30 минут (при условии, что автомобиль поддерживает такую скорость зарядки).
Время зарядки также зависит от емкости батареи. Зарядка от обычной розетки (220 В) может занять от 4,5 до 8 часов (например, для Ford Focus Electric и Nissan Leaf первого поколения). Плагин-гибриды заряжаются от обычной розетки быстрее — от 1,6 до 4,5 часов (Toyota Prius, Chevrolet Volt). В Tesla Motors заявляют, что Tesla Model S с батареей емкостью 90 кВт*ч полностью заряжается за 75 минут на фирменной станции Supercharger (следует учитывать, что скорость зарядки может снижаться по мере заполнения батареи).
Шаг 5: думаем на перспективу — сервис, обслуживание и стоимость зарядки электромобиля

Зарядить электромобиль дешевле, чем заправить автомобиль с ДВС. Цена электроэнергии отличается в зависимости от региона, но, как правило, 1 кВт*ч стоит дешевле, чем литр бензина. Примерный расчет: 20 кВт*ч/100 км * 18 руб/кВт*ч = 360 руб для быстрых зарядных станций и 20 кВт*ч/100 км * 6 руб/кВт*ч = 120 руб для домашних станций (тарифы и потребление энергии могут значительно различаться, это лишь пример).
Тормозные колодки меняются в два раза реже, чем у бензиновых автомобилей, за счет рекуперативного торможения. Остальные узлы также требуют меньше внимания по сравнению с классическими авто.
Для примера приведем список регламентных работ для электромобилей марки Tesla:
- Замена воздушного фильтра салона — каждые 2 года
- Замена высокоэффективного фильтра для твердых частиц (HEPA) — каждые 3 года (при наличии)
- Проверка тормозной жидкости — каждые 2 года (с заменой при необходимости)
- Обслуживание системы кондиционирования — каждые 2 года для Model S, каждые 4 года для Model X и каждые 6 лет для Model 3 (интервалы могут меняться в зависимости от рекомендаций производителя)
- Чистка и смазка тормозных суппортов — каждые 12 месяцев или 20 000 км пробега для электромобилей, эксплуатируемых в регионах с холодным климатом и использованием противогололедных реагентов
- Замена охлаждающей жидкости батареи — каждые 4 года или 80 000-90 000 км (интервалы могут отличаться)
Что касается специалистов, которые умеют работать с электрокарами, то их становится все больше. В Moscow Tesla Club также есть сервисный центр, где знают, что нужно вашему электромобилю:
- плановое ТО
- компьютерная диагностика
- ремонт электрики
- проверка подвески, ходовой части, тормозной системы и сход-развала
- замена салонного и НЕРА-фильтров (при наличии)
Также помогаем с транспортировкой в сервисный центр для ремонта в Европе и обратно при гарантийном случае (для автомобилей, подлежащих гарантийному обслуживанию за пределами РФ).
Каким бы подробным ни было это руководство, оно не заменит консультацию менеджеров Moscow Tesla Club и, тем более, пробную поездку. Поэтому оставляйте заявку на бесплатный тест-драйв и знакомьтесь со всеми особенностями электромобилей!