closeenergynav1nav2nav3nav4phoneplace-public(2)Blog_detail_v05timer

Представляют ли электромобили угрозу для окружающей среды?

03.062016

Сохранение темпов роста мировых продаж электромобилей приведет к значительному снижению глобального потребления нефти уже в ближайшие 5 лет. Среди противников электротранспорта достаточно распространено мнение, что производство электромобилей и энергии для них в конечном итоге производит больше вредных выбросов, чем автомобили с ДВС. Директор Института энергоэффективных технологий в строительстве Владимир Сидорович рассказал РБК, почему такое утверждение в корне неверно. Под катом — мнение эксперта с аргументами в пользу его точки зрения.

Электричество, как конечный продукт в данном случае — экологически чистый вид топлива

Выбросы парниковых газов отсутствуют в месте эксплуатации электромобилей. Это означает, что повсеместное использование электромобилей способно существенно улучшить экологическую ситуацию в крупных городах.

 

Согласно противоположной точке зрения, углеродный след от электромобиля в разы выше, чем от бензинового собрата вследствие необходимости “грязного” производства электроэнергии.

Действительно, во многих странах для производства электричества используются такие ресурсы, как природный газ и уголь (который является самым серьезным источником парниковых газов). Исходя из этого, многие делают вывод, что при увеличении парка электромобилей неизбежно будут увеличены и темпы производства электроэнергии, что, в результате, окажет губительный эффект на атмосферу. Однако, по мнению эксперта, даже если предположить, что в отдельном регионе в электроэнергетике в качестве сырья используется только уголь, то электромобили все равно предпочтительнее для городской эксплуатации с точки зрения экологии. Дело в том, что выхлопные газы автомобилей с ДВС собираются и накапливаются у поверхности земли, следовательно — в том слое воздуха, которым дышат жители мегаполисов. С другой стороны, при производстве электроэнергии трубы станций возвышаются над поверхностью, обеспечивая большую площадь рассеивания, что приводит к гораздо меньшей концентрации вредных веществ в городском воздухе.

 

В действительности углеродный след электромобилей еще меньше благодаря использованию разных источников энергии.

При этом, чем обширнее использование возобновляемых энергоресурсов, тем “короче” углеродный след каждой единицы транспорта на электротяге. Более того, он уменьшается вплоть до нулевых значений, если в стране 100% энергии производится из возобновляемых источников. Например, в Норвегии (которая занимает лидирующие позиции в продажах электромобилей) почти вся электроэнергия производится на ГЭС. А по результатам исследования МОЭСК, в московском регионе электромобили наносят существенно меньший вред экологии: с учетом выбросов энергоемкой нефтепереработки, удельное производство СО2 электромобилем Mitsubishi i-MiEV оказалось в 2,2 раза ниже, чем у Mitsubishi Colt с бензиновым двигателем 1,1 л мощностью 70 л.с.

 

Электрический транспорт экологичнее бензинового/дизельного даже с учетом издержек производства аккумуляторных батарей, а также производства и утилизации самих электромобилей

Союз обеспокоенных ученых США (Union of Concerned Scientists) провел исследование оценки углеродного следа от электромобилей, учитывая все факторы, связанные с добычей, транспортировкой и переработкой сырья, доставкой энергии до конечного потребителя и эффективностью транспортных средств на различных источниках питания. Работа доказывает, что эксплуатация электромобилей экологически оправдана в любом штате Северной Америки, несмотря на то, что уголь и природный газ занимают примерно по 33% в структуре генерации сырья. При этом, итоговые выбросы парниковых газов электротранспорта составляют 154 г CO2 в пересчете на милю пробега, против 381 г CO2 на милю, которые вырабатывает в среднем каждый бензиновый автомобиль. Преимущества электромобилей выражены еще сильнее в тех штатах, где выше доля возобновляемых источников энергии. Более того, несмотря на то, что пока энергоемкость изготовления батарей достаточно высока, их доля в совокупном объеме выбросов за срок эксплуатации единицы транспорта невелика, а суммарный углеродный след электромобиля в итоге примерно в два раза ниже, чем у бензинового автомобиля схожего класса. Кстати, выводы данного исследования справедливы и для России, где доминируют природный газ, атомная и гидроэнергетика.

 

В ближайшем будущем электромобили станут еще экологичнее

Это произойдет вследствие увеличения доли возобновлемых ресурсов в энергобалансе стране мира. Динамичное развитие “чистой” энергии уже имеет место — бурно развиваются ветряная и солнечная энергетика, уменьшаются объемы использования угля в производстве электроэнергии. Так, в США доля угля сократилась с 49% до 33% с 2006 г., меньше угля стал потреблять Китай, Великобритания планирует полностью отказаться от использования угля в производстве электричества к 2025 г. Тем самым преимущества электромобилей перед автомобилями на традиционных видах топлива растут с каждым днем.