Tesla: судебные иски о краже технологий

Говорят, что настоящий успех — когда тебя начинают копировать. В течение последних 10 лет, со времен самых зачатков ошеломительного успеха Tesla Model S, в мире появилась категория, которую можно выделить в отдельный класс автомобильного транспорта. Это «убийцы Tesla» — проекты стартапов и автопроизводителей, создаваемые в бесконечных попытках догнать и возглавить переход автомобильного мира на электротягу с разной степенью успеха. К сожалению, отчаянные попытки иногда приводят к нечестным методам конкуренции — в том числе, к воровству технологий.
В этом материале вспоминаем три наиболее громких кейса последних лет, когда технологии Tesla действительно могли «утечь» к конкурентам.
Кейс 1. Китайский стартап XPeng и система XPilot

За последние пару лет только ленивый не назвал компактный седан XPeng P7 главным конкурентом Tesla Model 3. Действительно, это современный электромобиль для города с неплохими характеристиками, достойным оснащением и действительно чем-то напоминающий минималистичную модель Tesla.
У XPeng P7 есть даже фирменный «автопилот» — система XPilot, которая способна управлять машиной в определенных условиях и самостоятельно осуществлять парковку. Именно она стала камнем преткновения с Tesla.
В марте 2019 года Tesla подала в суд на своего бывшего разработчика Гуангцзи Цао. Судя по заявлению компании, Цао загрузил копии исходного кода автопилота Tesla в свой личный iCloud, а в январе 2019-го перешел в стартап XMotors — американское подразделение Xpeng — продав последнему скопированный код.
Судя по материалам суда, Гуангцзи признал факт копирования фрагментов исходного кода, но утверждал, что якобы удалил эти файлы перед переходом в другую компанию.
Tesla просила XPeng раскрыть свой исходный код автопилота для установки факта утечки. Однако, китайский конкурент отказался, заявив, что Tesla пытается таким образом помешать «молодому конкуренту».
Тем не менее, к настоящему времени иск урегулирован. Как пишет Bloomberg, бывший сотрудник заплатит Tesla компенсацию (сумма не раскрывается).
Кейс 2. Rivian и технологии батарей Tesla

Летом 2020 года Tesla подала в суд на Rivian Automotive, который на тот момент еще не начал выпуск своих электрокаров. Tesla обвиняет конкурента в краже коммерческих тайн — в иске утверждается, что четверо бывших сотрудников Tesla при переходе в Rivian предоставили конкуренту конфиденциальную информацию, а еще двое сотрудников находились под подозрением. Кроме того, Tesla утверждает, что на момент подачи иска Rivian нанял 178 бывших сотрудников компании.
Rivian отверг обвинения и заявил, что требует от новых сотрудников подтвердить, что они не имеют намерений внедрять интеллектуальную собственность бывших работодателей в системы Rivian. Также, в Rivian заявили, что истец предоставил столь мало конкретной информации о «слитых» технологиях, что в деле буквально «невозможно разобраться».
Однако, ситуация получила развитие в октябре 2021 года. Tesla конкретизировала обвинения в отношении Rivian, утверждая, что шпионы «были пойманы с поличным» при попытках воровства «важных аккумуляторных технологий, которые имеют решающее значение для любого электромобиля». В Tesla предположили, что Rivian, предположительно, усилил свою недобросовестную активность на фоне недовольства инвесторов медленным развитием компании, а именно отсутствием выпущенных электрокаров за почти 10 лет существования компании.
Кейс 3. Охлаждение суперкомпьютера Dojo под угрозой

Данная история началась в мае 2022 года, поэтому к моменту написания данного материала находится далеко от завершения. В начале мая Tesla подала иск против бывшего инженера Александра Яцкова, которого компания обвинила в краже конфиденциальной и охраняемой информации о суперкомпьютере Project Dojo.
Dojo был представлен публике в 2021 году в рамках Tesla AI Day. Компания утверждает, что его мощности станут одним из решающих факторов для ускорения развития автопилота, благодаря возможностям быстрой обработки гигантских массивов данных.
Александра Яцкова наняли в январе 2022 г. на должность инженера-теплотехника для участия в проектировании систем охлаждения суперкомпьютера. Компания утверждает, что инженер отправлял электронные письма с секретной информацией с рабочего почтового ящика на личный, а также солгал о своих навыках и опыте работы.
Компания утверждает, что Яцков признал факт хранения секретной информации на личных устройствах. По требованию компании инженер предоставил компьютер, на который он якобы загрузил секретные данные, удалив их с корпоративных устройств. Однако, Tesla утверждает, что инженер скрыл улики, предоставив другой, «чистый» ноутбук. Теперь компания требует от инженера возмещения нанесенного ущерба и возврата похищенной информации. Цели и мотивы Яцкова не разглашаются.