Время первых. Электромобили в России
В 2017 году количество проданных электромобилей в России впервые превысило 1000 (данные аналитического агентства «Автостат»). Для сравнения, автомобилей с двигателем внутреннего сгорания было продано почти 1,6 млн экземпляров (+11,9%).
В России чаще покупают подержанные электрокары. По состоянию на конец ноября 2017 года, на 95 новых автомобилей (+284%) продали 1047 с пробегом (+330%). Каждый третий подержанный электрокар — хэтчбек гольф-класса Nissan Leaf, а новый —чаще всего премиальный седан Tesla (65% продаж).
Факторы, замедляющие развитие электромобильности:- Высокая цена электромобиля из-за отсутствия господдержки
- Отсутствие инфраструктуры
- Недостаточная осведомленность покупателей о преимуществах электромобиля
Большинство государств, где количество электромобилей исчисляется десятками тысяч, поддерживают экологический транспорт материальными и нематериальными мерами.
Высокие пошлины и налоги: почему в России электрокары дороже
- Страны поддерживают переход к электромобилям по нескольким причинам:Экологичность электротранспорта
- Страны, импортирующие нефть, стремятся снизить зависимость от внешних поставок энергоресурсов и перейти к альтернативным источникам энергии
Спрос на электрокары поддерживают налоговыми вычетами и субсидиями. Размеры такой господдержки варьируются в зависимости от страны: в Германии — 13% от конечной стоимости электрокара для покупателя, США —18%, Китае —23%, а в Норвегии —все 45%.
В России государство поддерживает только покупку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. С июля 2017 года действуют программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», предусматривающий 10%-ную скидку на покупку нового и собранного в России автомобиля стоимостью до 1,45 млн рублей.
Отмена ввозных пошлин для юридических и физических лиц до 2025 года могла бы снизить цену электромобилей на треть и сделать их более привлекательными. Попытки государства в 2013-2017 годах ввести нулевую пошлину на импорт электромобилей не увенчались успехом во многом потому, что льготы применялись только для юридических лиц при ввозе с сертификатом одобрения типа транспортного средства (ОТТС) и оформлении автомобилей по Единому таможенному тарифу. Другими словами, на нулевую пошлину могло рассчитывать лишь незначительное число импортеров. Все актуальные льготы на электромобили перечислили в статье.
Другими мерами господдержки могли бы стать отмена НДС на торговлю электромобилями и налогов на собственное производство. В России уже субсидируется собственное производство электробусов. Также периодически обсуждаются программы среднесрочных субсидий для других видов электротранспорта, но конкретных решений пока нет.
Поддержать покупателей электрокаров можно было бы и отменой транспортного налога. Сейчас такая мера действует лишь при регистрации электрокара в Московской и Калужской областях и Санкт-Петербурге. В ноябре 2017 года правительство внесло в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога на электрокары на всей территории России. Депутаты отказались рассматривать инициативу. Возможно, ее поддержат в 2018 году.
Не стоит игнорировать и нематериальные меры поддержки. В Германии, США и Норвегии электрокарам разрешено ездить по полосам общественного транспорта. Возможность объехать пробки и сэкономить время —важный стимул для водителей. При незначительном количестве электрокаров такая мера лишь незначительно увеличивает нагрузку на транспортную сеть.
Среди других эффективных мер поддержки: бесплатный проезд для электрокаров на платных трассах, ограничение бензинового автотранспорта в крупных городах и городах-курортах, запреты на парковку на выделенных для электротранспорта местах. Ни одна из этих мер пока не была реализована. Единственное, чем могут наслаждаться владельцы электромобилей, —это бесплатная парковка, на которой в Москве можно сэкономить от 15 до 300 000 рублей в год.
Как построить инфраструктуру для электрокаров
Инфраструктура для электрокаров кардинально отличается от инфраструктуры для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Если обычный бензиновый автомобиль владельцы заправляют на заправках в городе, то электрокары чаще всего заряжают в месте длительной стоянки: дома или возле офиса. Так, лишь 3% американских владельцев Tesla пользуются городскими чарджерами, преимущественно в путешествиях по стране.
Основные пользователи зарядных станций — небольшие электрокары, которые могут проехать на одном заряде 150-200 км, но при этом действительно много ездят по городу: такси или служба доставки.
Удобного механизма выделения и обеспечения энергией зарядного места на придомовой парковке в России нет. Жители многоквартирных домов вынуждены искать альтернативу.
При создании инфраструктуры важно для каждой локации подбирать тип зарядного устройства. Например, в торговых центрах или на трассах устанавливать быстрые зарядные станции или суперчарджеры, а медленные ставить только там, где люди проводят много времени: возле жилых домов, в офисных центрах. При этом строительство зарядных станций нужно закладывать еще на стадии проектирования новых объектов.
Налоговые вычеты могли бы стимулировать владельцев недвижимости устанавливать зарядные станции.
Очевидно, что с задачей такого масштаба государству трудно будет справиться в одиночку. Возможно, поощрительные меры в виде налоговых льгот или создания условий, при которых владельцы частных электростанций могли бы зарабатывать на заправке электромобилей, помогут в сжатые сроки увеличить количество зарядных станций.
Как построить инфраструктуру для электромобилей
Городская инфраструктура- Оборудование дворов жилых домов местами для зарядки автомобилей (одно- или трехфазными розетками с контролем доступа)
- Следить за правильной установкой зарядной станции
- Создание многофункционального мобильного приложения с картой зарядных станций - Введение штрафа за парковку на специальном месте для электромобиля. Сейчас эти места занимают бензиновые автомобили, и владельцы электрокаров не могут зарядиться
- Регулировать доступ коммерческого транспорта (каршеринга, такси) к общественным зарядкам, чтобы избежать ситуации, когда уже заряженный автомобиль мешает зарядиться другим. У электромобилистов есть негласное правило: «Зарядился — уступи другому». Инфраструктура на федеральных трассах: - Оборудование вылетных автомагистралей быстрыми зарядными станциями и суперчарджерами
- Зарядные станции должны быть частью придорожной инфраструктуры, чтобы у водителя была возможность, например, перекусить, пока его автомобиль заряжается.
- Оборудовать парковочные места зарядными станциями в торговых и офисных центрах
- Предусматривать зарядную инфраструктуру при проектировании новых зданий
Пока в России строительством инфраструктуры занимаются преимущественно «Россети». Первый план строительства зарядной инфраструктуры появился в 2011 году. Его результатом стало открытие в феврале 2012 года первой зарядной станции в Москве. На конец 2017 года количество столичных станций превысило 80, по всей России —170, две из которых расположены на федеральной трассе М4 «Дон».
В 2018 году на федеральных трассах, по планам Автодора, появятся 22 зарядных терминала, до 2020 года количество зарядных станций на трассах достигнет 73.
Мировой опыт показал, что существенного роста числа электромобилей можно добиться только комплексной программой: единичные меры не дают заметного результата. Учитывая глобальный тренд на электромобильность, России, в случае сохранения статуса-кво, в ближайшее десятилетие грозит превращение в рынок сбыта старых бензиновых автомобилей из Европы и Китая.