Время первых. Электромобили в России

Просмотры1 204
Время первых. Электромобили в России

В 2017 году количество проданных электромобилей в России впервые превысило 1000 (данные аналитического агентства «Автостат»). Для сравнения, автомобилей с двигателем внутреннего сгорания было продано почти 1,6 млн экземпляров (+11,9%)

В России чаще покупают подержанные электрокары. По состоянию на конец ноября 2017 года, на 95 новых автомобилей (+284%) продали 1047 с пробегом (+330%). Каждый третий подержанный электрокар — хэтчбек гольф-класса Nissan Leaf, а новый — чаще всего премиальный седан Tesla (65% продаж).

- Высокая цена электромобиля из-за отсутствия господдержки.
- Отсутствие инфраструктуры.
- Недостаточная осведомленность покупателей о преимуществах электромобиля.

Высокие пошлины и налоги: почему в России электрокары дороже

- Страны поддерживают переход к электромобилям по нескольким причинам:Экологичность электротранспорта.
- Страны, импортирующие нефть, стремятся снизить зависимость от внешних поставок энергоресурсов и перейти к альтернативным источникам энергии.

Китайский кейс. У китайских автопроизводителей не получилось выйти с автомобилями на глобальный рынок. В Китае надеются, что, начав вкладывать в развитие электротранспорта и совершенствуя технологии, производителям электрокаров удастся стать глобальным лидером этой отрасли к 2025 году.

Спрос на электрокары поддерживают налоговыми вычетами и субсидиями. Размеры такой господдержки варьируются в зависимости от страны: в Германии — 13% от конечной стоимости электрокара для покупателя, США — 18%,  Китае — 23%, а в Норвегии — все 45%.

В России государство поддерживает только покупку автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. С июля 2017 года действуют программы «Семейный автомобиль» и «Первый автомобиль», предусматривающий 10%-ную скидку на покупку нового и собранного в России автомобиля стоимостью до 1,45 млн рублей.

Отмена ввозных пошлин для юридических и физических лиц до 2025 года могла бы снизить цену электромобилей на треть и сделать их более привлекательными. Попытки государства в 2013-2017 годах ввести нулевую пошлину на импорт электромобилей не увенчались успехом во многом потому, что льготы применялись только для юридических лиц при ввозе с сертификатом одобрения типа транспортного средства (ОТТС) и оформлении автомобилей по Единому таможенному тарифу. Другими словами, на нулевую пошлину могло рассчитывать лишь незначительное число импортеров.

A_V_7112.jpg

Поддержать покупателей электрокаров можно было бы и отменой транспортного налога. Сейчас такая мера действует лишь при регистрации электрокара в Московской и Калужской областях и Санкт-Петербурге. В ноябре 2017 года правительство внесло в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога на электрокары на всей территории России. Депутаты отказались рассматривать инициативу. Возможно, ее поддержат в 2018 году.

Не стоит игнорировать и нематериальные меры поддержки. В Германии, США и Норвегии электрокарам разрешено ездить по полосам общественного транспорта. Возможность объехать пробки и сэкономить время — важный стимул для водителей. При незначительном количестве электрокаров такая мера лишь незначительно увеличивает нагрузку на транспортную сеть.

Среди других эффективных мер поддержки: бесплатный проезд для электрокаров на платных трассах, ограничение бензинового автотранспорта в крупных городах и городах-курортах, запреты на парковку на выделенных для электротранспорта местах. Ни одна из этих мер пока не была реализована. Единственное, чем могут наслаждаться владельцы электромобилей, — это бесплатная парковка, на которой в Москве можно сэкономить от 15 до 300 000 рублей в год.

Как построить инфраструктуру для электрокаров

Инфраструктура для электрокаров кардинально отличается от инфраструктуры для автомобилей с двигателем внутреннего сгорания. Если обычный бензиновый автомобиль владельцы заправляют на заправках в городе, то электрокары чаще всего заряжают в месте длительной стоянки: дома или возле офиса. Так, лишь 3% американских владельцев Tesla пользуются городскими чарджерами, преимущественно в путешествиях по стране.

Основные пользователи зарядных станций — небольшие электрокары, которые могут проехать на одном заряде 150-200 км, но при этом действительно много ездят по городу: такси или служба доставки.

1459609877_nissan_leaf.jpg

Как построить инфраструктуру для электромобилей

- Оборудование дворов жилых домов местами для зарядки автомобилей (одно- или трехфазными розетками с контролем доступа).
- Следить за правильной установкой зарядной станции.
- Создание многофункционального мобильного приложения с картой зарядных станций
- Введение штрафа за парковку на специальном месте для электромобиля. Сейчас эти места занимают бензиновые автомобили, и владельцы электрокаров не могут зарядиться.
- Регулировать доступ коммерческого транспорта (каршеринга, такси) к общественным зарядкам, чтобы избежать ситуации, когда уже заряженный автомобиль мешает зарядиться другим. У электромобилистов есть негласное правило: «Зарядился — уступи другому».
Инфраструктура на федеральных трассах:
- Оборудование вылетных автомагистралей быстрыми зарядными станциями и суперчарджерами.
- Зарядные станции должны быть частью придорожной инфраструктуры, чтобы у водителя была возможность, например, перекусить, пока его автомобиль заряжается.
- Оборудовать парковочные места зарядными станциями в торговых и офисных центрах.
- Предусматривать зарядную инфраструктуру при проектировании новых зданий.

A_V_7176.jpg

Пока в России строительством инфраструктуры занимаются преимущественно «Россети».  Первый план строительства зарядной инфраструктуры появился в 2011 году. Его результатом стало открытие в феврале 2012 года первой зарядной станции в Москве. На конец 2017 года количество столичных станций превысило 80, по всей России — 170, две из которых расположены на федеральной трассе М4 «Дон».

В 2018 году на федеральных трассах, по планам Автодора, появятся 22 зарядных терминала, до 2020 года количество зарядных станций на трассах достигнет 73.

Обратный звонок
Заказать
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством России и пользовательским соглашением.
×