Роботы и дороги: когда самоуправляемые машины захватят мир

Просмотры832
Роботы и дороги: когда самоуправляемые машины захватят мир

В мае 2016 года Джошуа Браун мчал по шоссе во Флориде на своей Tesla Model S с включенным автопилотом. Со встречной полосы начал поворачивать налево тягач с прицепом. Автопилот не сработал, а водитель не успел взять управление на себя. Последствия оказались трагическими: седан попал под прицеп, у него срезало крышу, машина несколько раз перевернулась, Джошуа погиб. В Tesla полагают, что причина ДТП заключается в том, что автоматика не успела распознать опасность из-за белого цвета прицепа грузовика на фоне яркого неба. По той же причине не успел среагировать и сам водитель.

Это был первый в мире инцидент со смертельным исходом с участием самоуправляемой машины. Как повели себя акции Tesla? После сообщения о ДТП и начале расследования они упали в цене на 3%, но затем вернулись на прежний уровень и, как обычно, стали расти. В апреле 2017 г. Tesla стала самой дорогой автокомпанией в США, несмотря на то что убытки автопроизводителя в 2016 г. превысили $675 млн при выручке $7 млрд.

Похоже, люди готовы к тому, что автопилот — не панацея. На момент аварии во Флориде автомобили Tesla с этой функцией в общей сложности проехали уже более 200 млн км. В то же время в США один смертельный случай в результате ДТП в среднем приходится на 145 млн км пробега. Получается, автопилот, пусть пока и далекий от совершенства, оказался эффективнее живых водителей. ДТП неизбежны, но самоуправляемые машины могут сократить их количество на порядок.

Они уже среди нас

По данным исследования Json & Partners, рынок продаж самоуправляемых автомобилей вырастет с 330 000 автомобилей в 2017 г. до 30,4 млн автомобилей в год к 2035-му. У IHS Automotive прогнозы еще оптимистичнее — к 2035 г. на дорогах мира будет ездить около 76 млн машин разной степени автономности.

gettyimages-492682174.jpg

В игре уже все основные автопроизводители: Volkswagen, General Motors, Jaguar Land Rover, Toyota, Audi, BMW и др. Параллельно с ними свои разработки ведут и ИТ-лидеры Google, Apple и Uber. Как правило, автопроизводители, такие как Tesla, сначала выпускают все более и более продвинутых помощников для водителя — от круиз-контроля и парковщика к 100% автономному вождению, а ИТ-гиганты пытаются сразу создать машину, которой водитель не нужен. В гонку вступила даже Россия — здесь разработкой автопилота занимается «Яндекс», прототип машины российская ИТ-компания уже продемонстрировала Президенту страны Владимиру Путину. Другая ИТ-компания Cognitive Technologies разрабатывает вместе с «КамАЗом» беспилотный грузовик.

Поворотной точкой, по расчетам Json & Partners, станет 2025 г., когда крупные автопроизводители, в первую очередь китайские, начнут массово запускать недорогие и на 100% автономные автомобили. Вплоть до этого времени доминирующей маркой на рынке будет Tesla. Ключевым рынком для автопилотов станет Китай (33% мировых продаж), на втором и третьем местах — США (26%) и Европа (21%).

Очевидно, что повсеместное распространение дорожных беспилотников кардинально изменит рынки автомобилей, такси и грузоперевозок. В 2016 г. сервис такси Uber уже запустил первые такси с беспилотным управлением в американском Питтсбурге, а несколькими неделями ранее его опередила сингапурская компания nuTonomy.

Intel и аналитическая компания Strategy Analytics представили в начале 2017 г. исследование-прогноз, касающееся будущего автомобилей с автопилотом. В этом исследовании аналитики вводят новый термин — «экономика пассажиров». Объем этой новой экономики они оценили в $7 трлн к 2050 г. Откуда такие колоссальные цифры? По прогнозам экспертов, автопилот позволит жителям самых густонаселенных городов экономить 250 млн часов каждый год. Это приведет к таким же изменениям в обществе, как, например, появление интернета.

Первый удар придется по автоиндустрии. Во-первых, машины станут ненужной роскошью. Большинство людей откажется от личных автомобилей, так как такси и сервисы обмена машинами станут дешевыми и доступными, а парковки и билеты на платные автомагистрали — дорогими и ненужными. Выживут те автопроизводители, которые смогут переориентироваться на B2B-сектор, ну и, конечно, премиальный сегмент.

Чем люди займут высвободившееся время? Работой и развлечениями. Intel и Strategy Analytics прогнозируют появление мобильных ресторанов, салонов красоты, магазинов, кинотеатров и медицинских мини-клиник. О перспективах стоит задумать уже сейчас, например, сотрудникам радио. Если сейчас это медиа, используется, как правило, за рулем, то в обозримом будущем по мере распространения автопилотов люди предпочтут мобильное видео или интернет-серфинг.

Проблемы и вопросы

По расчетам Intel и Strategy Analytics, переход на автономные машины только за десять лет в период между 2035 и 2045 гг. сохранит полмиллиона жизней людей по всему миру, не считая избавления от нелетальных травм. Многочисленные ученые пророчат скорое забвение обычным автомобилям и нелегкую жизнь нынешним таксистам, но есть и обратная сторона медали. Технология ставит перед человечеством ряд юридических и этических вопросов, на которые еще только предстоит найти ответы.

Tesla-autonomous-self-driving-vision-sensors.jpg

Николай Гришин

Благодарим ИК "Фридом Финанс" за предоставленный материал

Обратный звонок
Заказать
Нажимая на кнопку, я даю согласие на обработку персональных данных в соответствии с законодательством России и пользовательским соглашением.
×