Москва, Кутузовский проспект, 36с28

Самоуправляемые машины: когда захватят мир?

17 мин
Роботы и дороги: когда самоуправляемые машины захватят мир

В мае 2016 года Джошуа Браун мчал по шоссе во Флориде на своей Tesla Model S с включенным автопилотом. Со встречной полосы начал поворачивать налево тягач с прицепом. Автопилот не сработал, а водитель не успел взять управление на себя. Последствия оказались трагическими: седан попал под прицеп, у него срезало крышу, машина несколько раз перевернулась, Джошуа погиб. В Tesla полагают, что причина ДТП заключается в том, что автоматика не успела распознать опасность из-за белого цвета прицепа грузовика на фоне яркого неба. По той же причине не успел среагировать и сам водитель. А представьте себе ту же картину с Джошуа за рулем Roadster с реактивным ускорителем...

Это был первый в мире инцидент со смертельным исходом с участием самоуправляемой машины. Как повели себя акции Tesla? После сообщения о ДТП и начале расследования они упали в цене на 3%, но затем вернулись на прежний уровень и, как обычно, стали расти. В апреле 2017 г. Tesla стала самой дорогой автокомпанией в США, несмотря на то что убытки автопроизводителя в 2016 г. превысили $675 млн при выручке $7 млрд.

Похоже, люди готовы к тому, что автопилот — не панацея. На момент аварии во Флориде автомобили Tesla с этой функцией в общей сложности проехали уже более 200 млн км. В то же время в США один смертельный случай в результате ДТП в среднем приходится на 145 млн км пробега. Получается, автопилот, пусть пока и далекий от совершенства, оказался эффективнее живых водителей. ДТП неизбежны, но самоуправляемые машины могут сократить их количество на порядок.

Они уже среди нас

По данным исследования Json & Partners, рынок продаж самоуправляемых автомобилей вырастет с 330 000 автомобилей в 2017 г. до 30,4 млн автомобилей в год к 2035-му. У IHS Automotive прогнозы еще оптимистичнее — к 2035 г. на дорогах мира будет ездить около 76 млн машин разной степени автономности.

gettyimages-492682174.jpg

В игре уже все основные автопроизводители: Volkswagen, General Motors, Jaguar Land Rover, Toyota, Audi, BMW и др. Параллельно с ними свои разработки ведут и ИТ-лидеры Google, Apple и Uber. Как правило, автопроизводители, такие как Tesla, сначала выпускают все более и более продвинутых помощников для водителя — от круиз-контроля и парковщика к 100% автономному вождению, а ИТ-гиганты пытаются сразу создать машину, которой водитель не нужен. В гонку вступила даже Россия — здесь разработкой автопилота занимается «Яндекс», прототип машины российская ИТ-компания уже продемонстрировала Президенту страны Владимиру Путину. Другая ИТ-компания Cognitive Technologies разрабатывает вместе с «КамАЗом» беспилотный грузовик.

Поворотной точкой, по расчетам Json & Partners, станет 2025 г., когда крупные автопроизводители, в первую очередь китайские, начнут массово запускать недорогие и на 100% автономные автомобили. Вплоть до этого времени доминирующей маркой на рынке будет Tesla. Ключевым рынком для автопилотов станет Китай (33% мировых продаж), на втором и третьем местах — США (26%) и Европа (21%).

Очевидно, что повсеместное распространение дорожных беспилотников кардинально изменит рынки автомобилей, такси и грузоперевозок. В 2016 г. сервис такси Uber уже запустил первые такси с беспилотным управлением в американском Питтсбурге, а несколькими неделями ранее его опередила сингапурская компания nuTonomy.

Intel и аналитическая компания Strategy Analytics представили в начале 2017 г. исследование-прогноз, касающееся будущего автомобилей с автопилотом. В этом исследовании аналитики вводят новый термин — «экономика пассажиров». Объем этой новой экономики они оценили в $7 трлн к 2050 г. Откуда такие колоссальные цифры? По прогнозам экспертов, автопилот позволит жителям самых густонаселенных городов экономить 250 млн часов каждый год. Это приведет к таким же изменениям в обществе, как, например, появление интернета.

Первый удар придется по автоиндустрии. Во-первых, машины станут ненужной роскошью. Большинство людей откажется от личных автомобилей, так как такси и сервисы обмена машинами станут дешевыми и доступными, а парковки и билеты на платные автомагистрали — дорогими и ненужными. Выживут те автопроизводители, которые смогут переориентироваться на B2B-сектор, ну и, конечно, премиальный сегмент.

Чем люди займут высвободившееся время? Работой и развлечениями. Intel и Strategy Analytics прогнозируют появление мобильных ресторанов, салонов красоты, магазинов, кинотеатров и медицинских мини-клиник. О перспективах стоит задумать уже сейчас, например, сотрудникам радио. Если сейчас это медиа, используется, как правило, за рулем, то в обозримом будущем по мере распространения автопилотов люди предпочтут мобильное видео или интернет-серфинг.

Проблемы и вопросы

По расчетам Intel и Strategy Analytics, переход на автономные машины только за десять лет в период между 2035 и 2045 гг. сохранит полмиллиона жизней людей по всему миру, не считая избавления от нелетальных травм. Многочисленные ученые пророчат скорое забвение обычным автомобилям и нелегкую жизнь нынешним таксистам, но есть и обратная сторона медали. Технология ставит перед человечеством ряд юридических и этических вопросов, на которые еще только предстоит найти ответы.

Tesla-autonomous-self-driving-vision-sensors.jpg

Кто будет отвечать, если автопилот совершит наезд на пешехода? Владелец машины; человек, который дремал за рулем и не успел взять управление на себя; разработчик софта, который дал сбой? Кого самоуправляемая машина будет спасать в первую очередь, если ДТП неминуемо, — пассажиров или пешеходов? Того, кто не нарушил ПДД? А если пассажир-водитель смертельно болен, а спасти можно несколько детей, внезапно выбежавших на дорогу? На все эти вопросы нет простых ответов, и искать их будут не столько создатели автопилотов, сколько юристы и законодатели. Вождение автомобиля — это уже не столько навык, сколько ответственность, которую люди не готовы переложить на роботов. В случае с автопилотами она размывается и распространяется на неограниченный круг людей, компаний и технологий.

Жан-Франсуа Боннефон и другие ученые из Тулузской школы экономики провели масштабный социальный эксперимент. Они моделировали ситуации с неизбежными ДТП и предлагали людям выбрать один из вариантов последствий на экране компьютера. Результаты оказались оптимистичными. Как правило, опрошенные выбирали вариант с минимумом жертв, даже если при этом мог пострадать человек в машине. Но одно дело пожертвовать своей жизнью ради спасения детей за экраном компьютера, и совершенно другое — в реальной дорожной ситуации. Готовы ли люди покупать машину с автопилотом, понимая, что в случае смертельной ситуации она будет спасать пешеходов, а не пассажиров? Хотя бы потому, например, что их защищают многочисленные системы безопасности в машине.

Наконец, совершенно по-новому встанет вопрос кибербезопасности: вирус или хакер, который разбивает автомобили вместе с их владельцами, — кошмарный сон производителей автопилотов. Свести этот риск к минимуму — серьезная задача, и пока программисты ее не решат, вряд ли самопилотируемые автомобили получат повсеместное распространение. Скорее всего, в ближайшее время мы увидим многочисленные гибриды автопилотов, где ответственность все-таки будет лежать на человеке за рулем, даже если он при этом ничего не делает.

Николай Гришин

Благодарим ИК "Фридом Финанс" за предоставленный материал

Материал проверен и обновлен 27.09.2023
Читают сейчас

Больше интересных постов

Первые в РФ и СНГ. Продаем Tesla с 2013 года
Первые в РФ и СНГ
Продаем Tesla с 2013 года
Оформим, доставим, растаможим
Оформим, доставим, растаможим
Финальная цена на сайте
Финальная цена на сайте
Внимание каждому клиенту
Внимание каждому клиенту